Основные формы воспитательной работы на кафедре
«…самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание»
Платон
Воспитательная работа обучающихся является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалиста. Из стен ВУЗа должен выходить не только обученный, но и воспитанный, иначе его нельзя назвать образованным.
Организация воспитательной работы на кафедре осуществляется в соответствии с Единым планом воспитательной работы университета, планом воспитательной работы факультета экономики и менеджмента, планом работы студенческого совета факультета.
Воспитательная работа на кафедре осуществляется каждым преподавателем в рамках своей дисциплины. Преподаватели широко используют современные технологии обучения, (деловые игры, дискуссии, дебаты, проблемные ситуации, диалог и многое другое), что усиливает познавательную мотивацию обучающихся, создает предпосылки для проявления активности, самостоятельности, творчества. А также на занятиях проводятся беседы на патриотические, нравственно-эстетические темы.
Процесс воспитательной работы осуществляется с использованием различных форм организации, как во время аудиторных занятий, так и во внеаудиторное время.
Обучающимся факультета экономики и менеджмента ежегодно проводятся лекции на темы: «Компьютерные игры: польза или вред?» «Облачные технологии в жизни современного студента», «Организация рабочего дня студента на основе сервера «Google –календаря».
Олимпиада-состязание обучающихся, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области изучаемой дисциплины. Она выступает как активный метод обучения, если контролируется и гарантируется самостоятельность подготовки к ним студентов, сама работа носит исследовательский характер. Ценность олимпиадной формы заключается не только в результате, но и в самом процессе, субъекты создают, творят, развивают воображение, развивается духовная культура и интеллект. Отличительными особенностями обучения олимпиадной формы являются: отсутствие жестких временных рамок, которое позволяет студенту двигаться вперед в соответствии со своими способностями; сочетание направленного обучения и самообразования.
Процесс воспитательной работы осуществляется с использованием различных форм организации, как во время аудиторных занятий, так и во внеаудиторное время.
Воспитательная работа в общежитии – предмет особой заботы всего профессорско-преподавательского коллектива кафедры и самих обучающихся. Главная особенность воспитательной работы в общежитии – опора на студенческий актив, организация студенческого самоуправления. Ежегодно преподавателями кафедры проводится мероприятие «День кафедры в общежитии» на различные темы. Целью данного мероприятия познакомить студентов с преподавателями кафедры, историей кафедры и создать комфортные условия для усвоения общекультурных и профессиональных компетенций по дисциплинам кафедры. Обучающиеся младших курсов узнают о дисциплинах кафедры. Это мероприятие представляет собой замечательную возможность для студентов разных курсов пообщаться в неформальной обстановке между собой и с преподавателями. На данном мероприятии организуются творческие и интеллектуальные конкурсы: «Брэйн ринг», сценические миниатюры и т.д. Обучающиеся принимающие активное участие в конкурсах по завершении мероприятия награждаются призами: кондитерскими изделиями, канцелярскими товарами и грамотами.
Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов.Она осуществляется постоянно и проявляется в форме взаимодействия сотрудников ВУЗа со студентами, как в процессе учебной работы, так и во время внеадуторных занятий.
Человека, имеющего высшее образование, характеризует, в первую очередь, степень интеллекта. Однако в это понятие следует вкладывать не только багаж знаний, полученный за время обучения в вузе и уровень профессиональной компетенции, но и наличие степени самообладания, толерантности, и прочих качеств, характеризующих культуру личности. Все это позволяет проявить умение принимать верные решения, особенно в нестандартных ситуациях, что является важным для будущих специалистов.
Ввиду этого, проведение работы воспитательного характера является достаточно сложным процессом, требующим большой степени самоотдачи и постоянной работы над самосовершенствованием. Теоретические аспекты определенного направления воспитания личности должны не только вызывать интерес со стороны воспитанников (студентов), побуждать их к некоторым действиям (либо бездействиям), но и быть подкрепленные определенным опытом. Если преподаватель, осуществляющий воспитательный процесс, не подтверждает теоретические тезисы, провозглашенные им в адрес студентов, личным примером, то проведенная работа воспитательного характера никогда не будет плодотворной.
Цель воспитательной работы:
обеспечение саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности обучающегося в образовательном пространстве университета на основе актуализации духовно-нравственных, интеллектуальных, культурных, ценностей, в проекции на выполнение активной гражданской роли и конкурентоспособности на рынке труда и понимание недопустимости нарушения правил и норм делового оборота в предпринимательской деятельности.
Задачи воспитательной работы
Формирование у обучающихся отношения к учебе как к профессиональному труду и чувства принадлежности к социально-профессиональной группе – экономисты-менеджеры. Всестороннее развитие человеческих и профессиональных качеств будущих специалистов, постоянное стимулирование посильной для студентов творческой деятельности, интереса к работе, самостоятельности в освоении теоретической базы выбранной профессии.