Парламентские слушания по развитию органического сельского хозяйства
24.05.2018 09:34:02
23 мая 2018 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему: "Развитие органического сельского хозяйства и производства органической продукции: правовое обеспечение и правоприменительная практика".
В парламентских слушаниях приняли участие: Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Кашин Владимир Иванович, Заместитель Председателя Государственной Думы Неверов Сергей Иванович, Руководитель фракции Политической партии ЛДПР Жириновский Владимир Вольфович, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Плотников Владимир Николаевич, Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Лисовский Сергей Федорович, Член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Лебедев Олег Александрович, Статс-секретарь-Заместитель министра сельского хозяйства РФ Лебедев Иван Вячеславович.
На заседание были приглашены представители аграрных вузов и научно-исследовательских организаций: Петриков Александр Васильевич - врио руководителя ВИАПИ им. А.А. Никонова, Назаренко Ольго Георгиевна - директор ФГБУ Государственный центр агрохимической службы "Ростовский", Лукин Сергей Михайлович - директор ВНИИОУ и торфа, Косолапов Владимир Михайлович - директор ФНЦ "ВИК им. В.Р. Вильямса", Коновалов Сергей Николаевич - заведующий лабораторно-аналитическим центром агрохимии, почвоведения и агроэкологии ФГБНУ ВСТИСП, Кирюшин Валерий Иванович - академик РАН, главный научный сотрудник ФГБУ "Почвенный институт им. В.В. Докучаева", Каракотов Салис Добаевич - академик РАН, АО "Щелково Агрохим", Иванов Юрий Анатольевич - директор ФГБНУ ВНИИМЖ и другие.
От ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ в заседании участвовал профессор кафедры «Земледелие, мелиорация и агрохимия», д-р с.-х. наук, ученый секретарь ассоциации "Аграрное образование и наука" Денисов Константин Евгеньевич.
Заседание проходило с участием представителей агропромышленых предприятий, научных и общественных объединений.
Приняты РЕКОМЕНДАЦИИ.
РЕКОМЕНДАЦИИ парламентских слушаний «Развитие органического сельскою хозяйства и производства органической продукции: правовое обеспечение и правоприменительная практика»
«23» мая 2018 г. Государственная Дума, Малый зал КОМИТЕТ ПО АГРАРНЫМ ВОПРОСАМ
Проведя с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение проблем правового обеспечения развития органического сельского хозяйства и производства органической продукции, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
По данным ФАО ООН, современное сельское хозяйство несет ответственность за более чем 13% всего объема антропогенных выбросов парниковых газов. Современные сельскохозяйственные методы, нацеленные, главным образом, на получение высоких урожаев, не предусматривают практически никаких мер по гармоничному взаимодействию с окружающей средой и ее сохранению. Подобная практика способствует широкомасштабной деградации окружающей среды, последствиями которой чаще всего бывают эрозия почвы, загрязнение воды, почвы и воздуха, потеря биоразнообразия и опустынивание. Это также вносит свой вклад и в глобальное изменение климата.
Органическое сельское хозяйство, напротив, использует индивидуальный подход к землепользованию, когда упор делается на сохранении природной экосистемы сельскохозяйственных угодий при сниженном энергопотреблении и уменьшении рисков загрязнения, характерных для привычных сельскохозяйственных подходов.
Плодородие почвы это неизменный краеугольный камень органического земледелия, потому что основным принципом органического сельскохозяйственного производства является неприменение синтетических веществ для восстановления и повышения плодородия почв. При этом поддержание и приумножение плодородия почвы обеспечивается через многокультурные системы земледелия, севооборот, использование органических удобрений и минимальную обработку.
Согласно признанному на международном уровне определению Всемирного движения за органическое сельское хозяйство (TFOAM, сегодня в нем состоят более 750 организаций из 108 стран), органическое сельское хозяйство - «это система производства, поддерживающая состояние почв, экосистем и людей. Система базируется на экологических процессах, биоразнообразии и циклах с учетом местных условий, а также избегает использования вредоносных ресурсов, которые вызывают неблагоприятные последствия. Органическое сельское хозяйство сочетает в себе традиции, нововведения и научные достижения с целью улучшения состояния окружающей среды и содействия развитию справедливых взаимоотношений и надлежащего уровня жизни для всех, кто вовлечен в эту систему».
Органическое сельское хозяйство оказывает менее негативное воздействие на окружающую среду: снижается риск загрязнения грунтовых и поверхностных вод, создаются условия сохранения природного биоразнообразия. Принципы производства органической продукции предусматривают восстановление естественного плодородия почвы и использование принципиально новых, инновационных природоподобных технологий.
Органическое сельскохозяйственное производство способно повысить содержание органических веществ в почве, усиливая ее способность по удержанию влаги и сдерживанию циркуляции загрязнителей. Кроме того, органические методы противостоят эрозии почвы, ведь при этом используются натуральные удобрения и сохраняется в неизменном состоянии почвенный покров, так что даже истощенные почвы быстро восстанавливаются.
Практически нет научных данных о том, что органическое сельское хозяйство способно обрамить вспять процесс опустынивания, однако имеется ряд практических примеров того, как системы органического земледелия возвращали плодородие истощенным землям. Это позволяет предположить, что органическое сельскохозяйственное производство может стать эффективным средством борьбы с опустыниванием и является разумной альтернативой сложившейся практике перед лицом постоянно усугубляющихся проблем изменения климата и деградации окружающей среды.
Органическое производство занимает свою особую нишу в структуре сельского хозяйства и может существовать параллельно с интенсивным производством, решая те задачи и проблемы, которые не под силу традиционному земледелию за счет кардинально иного подхода, который заключается в отказе от пестицидов, ГМО, гормонов роста, антибиотиков, пищевых добавок.
В настоящее время органическое сельское хозяйство - мировой тренд. Международный рынок органического сельского хозяйства достиг 90 млрд. долларов США и показал рост за 16 лет на 82 %. Органическое сельское хозяйство практикуется в 178 странах мира на 58 млн. га сельскохозяйственных земель. В данной отрасли трудится 2,7 миллионов сельхозпроизводителей. Органические продукты вошли в топ-10 мировых потребительских трендов. При этом органической может считаться только та продукция, которая была произведена с соблюдением требований международных или национальных стандартов и которая имеет сертификат, полученный у независимых органов по сертификации. Продукция без сертификата не имеет статуса «органик».
По некоторым экспертным оценкам рынок органических продуктов питания и напитков будет расти ежегодно в среднем на 15,5 % в течение ближайших трех лет. Общий объем рынка органических продуктов в 2020 году составит по прогнозам около 212 млрд долл. (20% от общего объема мирового сельскохозяйственного производства).
Лидерами по производству органической продукции являются Западная Европа и Северная Америка, а основными потребителями - США, Германия, Великобритания, Франция и другие страны Европейского союза. В большинстве этих стран существуют развитые системы правового регулирования органического сельского хозяйства, включая соответствующие законодательные акты.
Основной сдерживающий фактор развития собственного органического сельскою хозяйства в европейских странах - отсутствие подходящих земельных ресурсов, поэтому страны ЕС ежегодно импортируют до 50% потребляемой органической продукции. Различные формы органического земледелия в последнее время получили динамичное развитие в Азии, Африке и Южной Америке. Органическое сельское хозяйство в мире - локомотив развития сотен тысяч мелких и средних форм сельхозпроизводителей. Крупные производители органической продукции в мире практически отсутствуют (исключение составляют только США).
ФАО ООН проведены исследования, согласно которым при реорганизации хозяйств с внедрением методов органического производства, продуктивность малых форм хозяйствования повышалась на 116%, доходы фермеров увеличивались в 2-3 раза. Производственные процессы, независимые от поставок удобрений, пестицидов, гербицидов, антибиотиков, гормонов роста и т.д. сделали сельскохозяйственные предприятия более устойчивыми.
С учетом этих факторов все передовые страны предпринимают меры правового и экономического характера, направленные на стимулирование развития органического производства, а также на пропаганду здорового образа жизни, который напрямую связан с потреблением органической сельскохозяйственной продукции.
В нашей стране развитие органического сельского хозяйства имеет большие перспективы. Обладая уникальными природными ресурсами (20% запасов пресной воды, 9% пахотных земель планеты, 58% мировых запасов чернозема), располагая более 20 млн. га сельхозугодий, не получавших агрохимикаты более 3 лег и пригодных для введения в оборот как органические, Россия, развивая органическое сельское хозяйство, по экспертным оценкам, может занять от 10% до 25% мирового рынка органической продукции. Сегодня Россия занимает лишь 0,18% от мирового рынка органических продуктов.
В настоящее время в России насчитывается более 70 некоммерческих организаций, объединяющих более 10 тысяч сельхозпроизводителей, и 20% фермеров (около 30 тысяч), позиционирующих себя в качестве производителей органической продукции.
С учетом изложенного, наша страна в относительно короткое время и без больших инвестиций может значительно нарастить объемы экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью органических продуктов питания.
С точки зрения использования органических посевных площадей в мире большая часть (суммарно 70%) приходится на зерновые и зеленые корма для скота. Быстрыми темпами растут посадки технических волокнистых культур. Для России с ее отличными возможностями и опытом выращивания льна - это дополнительные возможности для развития экспорта.
Наиболее важный для России экспортный рынок это зерновые. В мире самые большие площади - 36% от всех посевных площадей, имеющих органическую сертификацию, отведены под посевы пшеницы. Таким образом, даже в такой традиционной российской экспортной культуре как пшеница есть потенциал роста экспорта за счет использования органических технологий.
Огромный продовольственный, экспортный потенциал для России представляют собой дикорастущие грибы, ягоды, орехи, травы, в т.ч. лекарственные. Эксплуатационные запасы только самых распространенных ягод и грибов составляют 7,4 млн. т, а биологические запасы- 13,4 млн. т. В том числе, общая продуцирующая грибоносная площадь составляет 81,8 млн. га, биологический запас - 4,3 млн. т.
С учетом того, что на сегодняшний день во всем мире сертифицировано менее 40 млн. га для сбора дикоросов, Российская Федерация, обладающая самыми большими в мире лесными площадями (1184,1 млн. га), в том числе огромными площадями лесов, относящихся к ненарушенным, без труда может стать лидером по этим видам продукции. В настоящее время первое место в мире но сертифицированным для производства органической продукции лесным площадям занимает Финляндия (9 млн. га).
В нашей стране главной движущей силой развития органического сельского хозяйства является здоровье населения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье людей лишь на 5% зависит от здравоохранения, на 20% - от генетики, на 25% - от условий окружающей среды на 50% от правильного и здорового питания и образа жизни.
Таким образом, сельское хозяйство ежедневно оказывает влияние на 75% потенциала нашего здоровья через питание и окружающую среду.
Развитие органического производства и продвижение органических продуктов на государственном уровне может позитивно повлиять на развитие культуры здорового питания у российского населения. Если потребитель будет уверен в качестве приобретаемой продукции, соответствующей стандартам органического производства, что гарантируется в мировой практике жесткой системой сертификации не только самой продукции, но и производства, весомая доля покупателей сделает потребительский выбор в пользу экологически чистых продуктов.
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, продовольственная безопасность является одним из ключевых направлений обеспечения безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Одним из наиболее действенных инструментов решения поставленных задач является обеспечение населения высококачественными, безопасными и полезными для здоровья продуктами. Поэтому развитие рынка продукции органического сельского хозяйства в Российской Федерации должно стать важной государственной задачей.
В последние годы вес большее распространение получает органическое сельское хозяйство в отдельных субъектах Российской Федерации, а в таких регионах как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Белгородская и Ярославская области имеются серьезные достижения в его развитии.
Производство органической продукции требует отдельного правового регулирования, поскольку технологии, применяемые в ее производстве, существенно отличаются от технологий, применяемых в традиционном сельском хозяйстве. В настоящее время рынок органической продукции в России развивается стихийно, т.к. отсутствуют легальные правовые определения органической продукции и органического сельского хозяйства, а также законодательно закрепленные механизмы регулирования процессов производства органической продукции и системы контроля ее соответствия установленным требованиям. Это препятствует полноценному участию Российской Федерации в мировой торговле органической продукцией, а внутри страны создает возможность недобросовестным товаропроизводителям безосновательно маркировать свою продукцию как «органическая», «экологическая», «биологическая» и спекулировать на стремлении потребителей приобретать экологически чистые и безопасные продукты питания. В России приняты и действуют нормативные правовые акты:
ГОСТ 33980-2016 Межгосударственный стандарт «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации. NEQ CAC/GL 32-1999», принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии, сертификации (ЕАСС);
- ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»;
- ГОСТ Р 56598-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортировки»;
- ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»;
Санитарные правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. № 36, в которые в 2008 году включен раздел "Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам".
Региональные законы об органическом сельском хозяйстве приняты в Ульяновской области. Воронежской области и Краснодарском крае.
Иные законодательно закрепленные механизмы регулирования процессов производства органической продукции, а также системы контроля ее соответствия установленным требованиям в России отсутствуют. До сих пор законодательно не определено, какую продукцию можно считать органической.
На решение этой проблемы направлен проект федерального закона № 372830-7 «О производстве органической продукции», внесенный Правительством Российской Федерации и принятый Государственной Думой в первом чтении 3 апреля 2018 года. Законопроект разработан с учетом положений, предусмотренных модельным законом «Об экологическом агропроизводстве», принятым Межпарламентской ассамблеей СНГ (постановление от 18 апреля 2014 г. № 40-8).
Законопроект устанавливает правовые основы регулирования отношений в области производства органической продукции, формулирует основные понятия, касающиеся органической продукции, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления Российской Федерации, предусматривает ведение единого государственного реестра производителей органической продукции, добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции, осуществление государственной поддержки производителей органической продукции, их информационное и методическое обеспечение.
При рассмотрении законопроекта в первом чтении был проведен системный правовой и экспертный анализ, выявлены недостатки и определены основные направления его доработки, в том числе:
1) совершенствование понятийного аппарата, в т.ч. разработка и включение в законопроект понятия «органическое сельское хозяйство», которое является ключевым для этой сферы деятельности и применяется во всех международных документах, а также корректировка предложенных законопроектом определений органической продукции и ее производства:
2) включение в предмет правового регулирования правоотношений, связанных с производством продукции, полученной в результате сбора и (или) переработки дикорастущих растений, плодов, ягод и грибов;
3) уточнение и развитие системы принципов органического производства, т.к. в законопроекте не учтены принятые в международной практике принципы, связанные с особенностями содержания, откорма животных и поддержания их здоровья, в том числе использования препаратов для ветеринарного применения, а также с особенностями транспортировки и хранения органической продукции и обязательным инспектированием производственных объектов;
4) детализация механизма подтверждения соответствия производства органической продукции с точки зрения защиты интересов потенциальных потребителей органической продукции, идентификации такой продукции и ее производителей;
5) конкретизация норм о государственной поддержке органического производства, включение поддержки органического производства в основные направления государственной аграрной политики.
Подводя итог изложенному, следует отметить, что комплексное развитие органического сельского хозяйства в России, включая совершенствование национального законодательства, решает следующие важнейшие задачи: 1) Экономические:
•ввод в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель; выход российских сельхозпроизводителей на новые, высокомаржинальные рынки;
- увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции;
- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции;
- развитие малого и среднего бизнеса в сельской местности;
2) Социальные:
- повышение уровня и качества жизни на селе, снижение социальной напряжённости на сельских территориях, вовлечение и обеспечение занятости коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в гармонии с их традиционным образом жизни и хозяйственной деятельности;
- снижение оттока населения из сельской местности, стимулирование миграции в сельские территории квалифицированных кадров;
- улучшение качества пищевых продуктов, создание предпосылок для более здорового низания населения, достижение целей продовольственной безопасности;
3) Экологические:
- сохранение и повышение естественного плодородия почв, поддержания экологического баланса экосистем;
- защита водных ресурсов, почв, воздуха от загрязнения (в том числе химикатами);
- содействие сохранению и увеличению биоразнообразия.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Государственную Думу в рамках подготовки к парламентским слушаниям, участники заседания считают необходимым рекомендовать:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
обеспечить компетентную доработку с учетом поступивших предложений, замечаний, поправок, а также принятие проекта федерального закона № 372830-7 «О производстве органической продукции», внесенного Правительством Российской Федерации, в период весенней сессии 2018 года;
- разработать изменения и дополнения в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части выделения отдельного регулирования биологических средств защиты растений и органических удобрений и отнесения их к средствам, которые допускаются к применению в органическом сельском хозяйстве;
- ускорить разработку и внесение проектов федеральных законов:
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования государственного регулирования сохранения плодородия земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства».
2. Правительству Российской Федерации и профильным федеральным органам исполнительной власти:
- ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов:
«О зерне и о продуктах его переработки»;
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования порядка проведения государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий);
«О мелиорации»;
«О землеустройстве»;
«О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации»;
«О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» (в части наделения Росссльхознадзора полномочиями по осуществлению контроля за исполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области ветеринарии);
«О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» (в части аттестации специалистов в области ветеринарии);
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития внутренней продовольственной помощи»;
«О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции»;
«О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве»;
разработать и утвердить Стратегию развития органического сельскохозяйственного производства;
- разработать комплекс мероприятий, направленных на создание условий для повышения инвестиционной привлекательности органического сельского хозяйства;
- обеспечить научное и методическое обеспечение ведения органического сельского хозяйства;
- содействовать разработке и внедрению агротехнологий и специальных технических средств для органического производства, а также принять меры, направленные на стимулирование развития производства таких технических средств;
- стимулировать развитие производства и разработку новых биоудобрений, энтомофагов, биологических средств защиты растений, пригодных для использования в органическом производстве;
- разработать комплекс мероприятий по продвижению органической продукции, прежде всего для малою и среднего бизнеса, а также меры государственной поддержки экспорта такой продукции;
- содействие увеличению доли закупок органической продукции для государственных и муниципальных нужд, а также в рамках развития внутренней продовольственной помощи;
- разработать мероприятия в области образования, подготовки и переподготовки кадров, консультирования в сфере производства и оборота органической продукции;
- разработать меры, направленные на информационную поддержку производства и продвижения органической продукции в России и зарубежом;
- активизировать разработку и принятие стандартов в области органического сельскохозяйственного производства продукции;
- обеспечить разработку и утверждение объективных показателей и методов аналитического контроля, позволяющих идентифицировать органическую продукцию;
- предпринять меры по усилению контроля за производством и оборотом органической продукции, прежде всего в части борьбы с ее фальсификацией и введением потребителей в заблуждение, а также но созданию системы прослеживаемое™ такой продукции;
- рассмотреть возможность разработки мер государственной поддержки организаций и предприятий агропромышленного комплекса, работающих в сфере органическою сельскою хозяйства, в том числе, в переходный к органическому производству период, с учетом их более высоких затрат на производство продукции и необходимости ее дополнительной сертификации, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
- разработать и включить в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы подпрограммы «Развитие органического сельскохозяйственного производства»;
- разработать экономически обоснованное соотношение составляющих, связанных с производством органической продукции, ее переработкой и дальнейшей реализацией, в структуре потребительских цен на такую продукцию. Разработать механизм регулирования указанных межотраслевых ценовых отношений в целях оптимизации соотношения доли органических производителей и торговых сетей в структуре потребительских цен, а также в целях повышения доступности органической продукции для населения Российской Федерации;
- разработать и принять нормативные правовые документы, регулирующие порядок осуществления государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки;
- разработать механизм правовой защиты на внутреннем и внешних рынках отечественной пищевой продукции защищенных наименований по месту происхождения;
- осуществить комплекс мер для упрощения и удешевления доступа отечественных производителей органической продукции на рынки сбыта, в том числе направленных на ускоренное развитие потребительской и сбытовой кооперации, инфраструктуры агропродовольственного рынка (оптово-распределительных центров, оптовых рынков, мощностей для хранения сельскохозяйственной продукции, отвечающих требованиям органического производства). Разработать и принять меры по развитию торговли органической продукцией на розничных рынках и ярмарках и упрощению получения торговых мест в указанных торговых форматах;
- разработать дополнительные меры, направленные на сохранение и активное использование российских генетических ресурсов в растениеводстве и животноводстве и на снижение зависимости отечественного агропромышленного комплекса от импорта семенного, посадочного и племенного материалов, в том числе создание федерального фонда элитного семенного и племенного материалов, а также развитие сети селекционных пигомниководческих центров на базе научных учреждений, расположенных в основных зонах сельскохозяйственного производства;
- продолжить работу по подготовке совместно с аграрными научными и образовательными учреждениями рекомендации для производителей и переработчиков органической пищевой продукции по методам ведения органического сельского хозяйства применительно к секторам животноводства, птицеводства, пчеловодства, аквакультуры, растениеводства;
- рассмотреть возможность включения образовательных программ но органическому сельскому хозяйству и рынку продукции органического сельского хозяйства в учебных заведениях аграрного профиля;
- рассмотреть возможность исключения необходимости фумигации при экспорте органической продукции из Российской Федерации.
4. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- разработать комплекс мероприятий в целях поддержки развития органического сельского хозяйства, включая совершенствование нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации;
- осуществить меры по сохранению и восстановлению агроландшафтов, а также меры, направленные на совершенствование структуры земельных угодий и на оптимизацию структуры посевных площадей с учетом территориальной специализации сельскохозяйственного производства и возможности организации на них органического производства.
обеспечить вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе путем реализации Федерального закона от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации», а также обеспечить целевое использование сельскохозяйственных земель из фонда перераспределения, вовлечение в оборот невостребованных земельных долей;
- завершить работы по утверждению перечней особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, с установлением границ таких угодий;
- предусмотреть дополнительные меры, направленные на стимулирование производителей к выпуску органической пищевой продукции, в том числе путем проведения региональных конкурсов и смотров качества;
- принять дополнительные меры по организации питания, отвечающего требованиям безопасности и качества, в том числе с использованием органической продукции, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и медицинских организациях;
- осуществить мероприятия по развитию многоформатной торговли органической продукцией, в том числе малых и средних форматов торговли, а также нестационарной, мобильной, ярмарочной и рыночной торговли.
Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.И. Кашин
В парламентских слушаниях приняли участие: Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Кашин Владимир Иванович, Заместитель Председателя Государственной Думы Неверов Сергей Иванович, Руководитель фракции Политической партии ЛДПР Жириновский Владимир Вольфович, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Плотников Владимир Николаевич, Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Лисовский Сергей Федорович, Член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Лебедев Олег Александрович, Статс-секретарь-Заместитель министра сельского хозяйства РФ Лебедев Иван Вячеславович.
На заседание были приглашены представители аграрных вузов и научно-исследовательских организаций: Петриков Александр Васильевич - врио руководителя ВИАПИ им. А.А. Никонова, Назаренко Ольго Георгиевна - директор ФГБУ Государственный центр агрохимической службы "Ростовский", Лукин Сергей Михайлович - директор ВНИИОУ и торфа, Косолапов Владимир Михайлович - директор ФНЦ "ВИК им. В.Р. Вильямса", Коновалов Сергей Николаевич - заведующий лабораторно-аналитическим центром агрохимии, почвоведения и агроэкологии ФГБНУ ВСТИСП, Кирюшин Валерий Иванович - академик РАН, главный научный сотрудник ФГБУ "Почвенный институт им. В.В. Докучаева", Каракотов Салис Добаевич - академик РАН, АО "Щелково Агрохим", Иванов Юрий Анатольевич - директор ФГБНУ ВНИИМЖ и другие.
От ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ в заседании участвовал профессор кафедры «Земледелие, мелиорация и агрохимия», д-р с.-х. наук, ученый секретарь ассоциации "Аграрное образование и наука" Денисов Константин Евгеньевич.
Заседание проходило с участием представителей агропромышленых предприятий, научных и общественных объединений.
Приняты РЕКОМЕНДАЦИИ.
РЕКОМЕНДАЦИИ парламентских слушаний «Развитие органического сельскою хозяйства и производства органической продукции: правовое обеспечение и правоприменительная практика»
«23» мая 2018 г. Государственная Дума, Малый зал КОМИТЕТ ПО АГРАРНЫМ ВОПРОСАМ
Проведя с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение проблем правового обеспечения развития органического сельского хозяйства и производства органической продукции, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
По данным ФАО ООН, современное сельское хозяйство несет ответственность за более чем 13% всего объема антропогенных выбросов парниковых газов. Современные сельскохозяйственные методы, нацеленные, главным образом, на получение высоких урожаев, не предусматривают практически никаких мер по гармоничному взаимодействию с окружающей средой и ее сохранению. Подобная практика способствует широкомасштабной деградации окружающей среды, последствиями которой чаще всего бывают эрозия почвы, загрязнение воды, почвы и воздуха, потеря биоразнообразия и опустынивание. Это также вносит свой вклад и в глобальное изменение климата.
Органическое сельское хозяйство, напротив, использует индивидуальный подход к землепользованию, когда упор делается на сохранении природной экосистемы сельскохозяйственных угодий при сниженном энергопотреблении и уменьшении рисков загрязнения, характерных для привычных сельскохозяйственных подходов.
Плодородие почвы это неизменный краеугольный камень органического земледелия, потому что основным принципом органического сельскохозяйственного производства является неприменение синтетических веществ для восстановления и повышения плодородия почв. При этом поддержание и приумножение плодородия почвы обеспечивается через многокультурные системы земледелия, севооборот, использование органических удобрений и минимальную обработку.
Согласно признанному на международном уровне определению Всемирного движения за органическое сельское хозяйство (TFOAM, сегодня в нем состоят более 750 организаций из 108 стран), органическое сельское хозяйство - «это система производства, поддерживающая состояние почв, экосистем и людей. Система базируется на экологических процессах, биоразнообразии и циклах с учетом местных условий, а также избегает использования вредоносных ресурсов, которые вызывают неблагоприятные последствия. Органическое сельское хозяйство сочетает в себе традиции, нововведения и научные достижения с целью улучшения состояния окружающей среды и содействия развитию справедливых взаимоотношений и надлежащего уровня жизни для всех, кто вовлечен в эту систему».
Органическое сельское хозяйство оказывает менее негативное воздействие на окружающую среду: снижается риск загрязнения грунтовых и поверхностных вод, создаются условия сохранения природного биоразнообразия. Принципы производства органической продукции предусматривают восстановление естественного плодородия почвы и использование принципиально новых, инновационных природоподобных технологий.
Органическое сельскохозяйственное производство способно повысить содержание органических веществ в почве, усиливая ее способность по удержанию влаги и сдерживанию циркуляции загрязнителей. Кроме того, органические методы противостоят эрозии почвы, ведь при этом используются натуральные удобрения и сохраняется в неизменном состоянии почвенный покров, так что даже истощенные почвы быстро восстанавливаются.
Практически нет научных данных о том, что органическое сельское хозяйство способно обрамить вспять процесс опустынивания, однако имеется ряд практических примеров того, как системы органического земледелия возвращали плодородие истощенным землям. Это позволяет предположить, что органическое сельскохозяйственное производство может стать эффективным средством борьбы с опустыниванием и является разумной альтернативой сложившейся практике перед лицом постоянно усугубляющихся проблем изменения климата и деградации окружающей среды.
Органическое производство занимает свою особую нишу в структуре сельского хозяйства и может существовать параллельно с интенсивным производством, решая те задачи и проблемы, которые не под силу традиционному земледелию за счет кардинально иного подхода, который заключается в отказе от пестицидов, ГМО, гормонов роста, антибиотиков, пищевых добавок.
В настоящее время органическое сельское хозяйство - мировой тренд. Международный рынок органического сельского хозяйства достиг 90 млрд. долларов США и показал рост за 16 лет на 82 %. Органическое сельское хозяйство практикуется в 178 странах мира на 58 млн. га сельскохозяйственных земель. В данной отрасли трудится 2,7 миллионов сельхозпроизводителей. Органические продукты вошли в топ-10 мировых потребительских трендов. При этом органической может считаться только та продукция, которая была произведена с соблюдением требований международных или национальных стандартов и которая имеет сертификат, полученный у независимых органов по сертификации. Продукция без сертификата не имеет статуса «органик».
По некоторым экспертным оценкам рынок органических продуктов питания и напитков будет расти ежегодно в среднем на 15,5 % в течение ближайших трех лет. Общий объем рынка органических продуктов в 2020 году составит по прогнозам около 212 млрд долл. (20% от общего объема мирового сельскохозяйственного производства).
Лидерами по производству органической продукции являются Западная Европа и Северная Америка, а основными потребителями - США, Германия, Великобритания, Франция и другие страны Европейского союза. В большинстве этих стран существуют развитые системы правового регулирования органического сельского хозяйства, включая соответствующие законодательные акты.
Основной сдерживающий фактор развития собственного органического сельскою хозяйства в европейских странах - отсутствие подходящих земельных ресурсов, поэтому страны ЕС ежегодно импортируют до 50% потребляемой органической продукции. Различные формы органического земледелия в последнее время получили динамичное развитие в Азии, Африке и Южной Америке. Органическое сельское хозяйство в мире - локомотив развития сотен тысяч мелких и средних форм сельхозпроизводителей. Крупные производители органической продукции в мире практически отсутствуют (исключение составляют только США).
ФАО ООН проведены исследования, согласно которым при реорганизации хозяйств с внедрением методов органического производства, продуктивность малых форм хозяйствования повышалась на 116%, доходы фермеров увеличивались в 2-3 раза. Производственные процессы, независимые от поставок удобрений, пестицидов, гербицидов, антибиотиков, гормонов роста и т.д. сделали сельскохозяйственные предприятия более устойчивыми.
С учетом этих факторов все передовые страны предпринимают меры правового и экономического характера, направленные на стимулирование развития органического производства, а также на пропаганду здорового образа жизни, который напрямую связан с потреблением органической сельскохозяйственной продукции.
В нашей стране развитие органического сельского хозяйства имеет большие перспективы. Обладая уникальными природными ресурсами (20% запасов пресной воды, 9% пахотных земель планеты, 58% мировых запасов чернозема), располагая более 20 млн. га сельхозугодий, не получавших агрохимикаты более 3 лег и пригодных для введения в оборот как органические, Россия, развивая органическое сельское хозяйство, по экспертным оценкам, может занять от 10% до 25% мирового рынка органической продукции. Сегодня Россия занимает лишь 0,18% от мирового рынка органических продуктов.
В настоящее время в России насчитывается более 70 некоммерческих организаций, объединяющих более 10 тысяч сельхозпроизводителей, и 20% фермеров (около 30 тысяч), позиционирующих себя в качестве производителей органической продукции.
С учетом изложенного, наша страна в относительно короткое время и без больших инвестиций может значительно нарастить объемы экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью органических продуктов питания.
С точки зрения использования органических посевных площадей в мире большая часть (суммарно 70%) приходится на зерновые и зеленые корма для скота. Быстрыми темпами растут посадки технических волокнистых культур. Для России с ее отличными возможностями и опытом выращивания льна - это дополнительные возможности для развития экспорта.
Наиболее важный для России экспортный рынок это зерновые. В мире самые большие площади - 36% от всех посевных площадей, имеющих органическую сертификацию, отведены под посевы пшеницы. Таким образом, даже в такой традиционной российской экспортной культуре как пшеница есть потенциал роста экспорта за счет использования органических технологий.
Огромный продовольственный, экспортный потенциал для России представляют собой дикорастущие грибы, ягоды, орехи, травы, в т.ч. лекарственные. Эксплуатационные запасы только самых распространенных ягод и грибов составляют 7,4 млн. т, а биологические запасы- 13,4 млн. т. В том числе, общая продуцирующая грибоносная площадь составляет 81,8 млн. га, биологический запас - 4,3 млн. т.
С учетом того, что на сегодняшний день во всем мире сертифицировано менее 40 млн. га для сбора дикоросов, Российская Федерация, обладающая самыми большими в мире лесными площадями (1184,1 млн. га), в том числе огромными площадями лесов, относящихся к ненарушенным, без труда может стать лидером по этим видам продукции. В настоящее время первое место в мире но сертифицированным для производства органической продукции лесным площадям занимает Финляндия (9 млн. га).
В нашей стране главной движущей силой развития органического сельского хозяйства является здоровье населения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье людей лишь на 5% зависит от здравоохранения, на 20% - от генетики, на 25% - от условий окружающей среды на 50% от правильного и здорового питания и образа жизни.
Таким образом, сельское хозяйство ежедневно оказывает влияние на 75% потенциала нашего здоровья через питание и окружающую среду.
Развитие органического производства и продвижение органических продуктов на государственном уровне может позитивно повлиять на развитие культуры здорового питания у российского населения. Если потребитель будет уверен в качестве приобретаемой продукции, соответствующей стандартам органического производства, что гарантируется в мировой практике жесткой системой сертификации не только самой продукции, но и производства, весомая доля покупателей сделает потребительский выбор в пользу экологически чистых продуктов.
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, продовольственная безопасность является одним из ключевых направлений обеспечения безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Одним из наиболее действенных инструментов решения поставленных задач является обеспечение населения высококачественными, безопасными и полезными для здоровья продуктами. Поэтому развитие рынка продукции органического сельского хозяйства в Российской Федерации должно стать важной государственной задачей.
В последние годы вес большее распространение получает органическое сельское хозяйство в отдельных субъектах Российской Федерации, а в таких регионах как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Белгородская и Ярославская области имеются серьезные достижения в его развитии.
Производство органической продукции требует отдельного правового регулирования, поскольку технологии, применяемые в ее производстве, существенно отличаются от технологий, применяемых в традиционном сельском хозяйстве. В настоящее время рынок органической продукции в России развивается стихийно, т.к. отсутствуют легальные правовые определения органической продукции и органического сельского хозяйства, а также законодательно закрепленные механизмы регулирования процессов производства органической продукции и системы контроля ее соответствия установленным требованиям. Это препятствует полноценному участию Российской Федерации в мировой торговле органической продукцией, а внутри страны создает возможность недобросовестным товаропроизводителям безосновательно маркировать свою продукцию как «органическая», «экологическая», «биологическая» и спекулировать на стремлении потребителей приобретать экологически чистые и безопасные продукты питания. В России приняты и действуют нормативные правовые акты:
ГОСТ 33980-2016 Межгосударственный стандарт «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации. NEQ CAC/GL 32-1999», принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии, сертификации (ЕАСС);
- ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»;
- ГОСТ Р 56598-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортировки»;
- ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»;
Санитарные правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. № 36, в которые в 2008 году включен раздел "Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам".
Региональные законы об органическом сельском хозяйстве приняты в Ульяновской области. Воронежской области и Краснодарском крае.
Иные законодательно закрепленные механизмы регулирования процессов производства органической продукции, а также системы контроля ее соответствия установленным требованиям в России отсутствуют. До сих пор законодательно не определено, какую продукцию можно считать органической.
На решение этой проблемы направлен проект федерального закона № 372830-7 «О производстве органической продукции», внесенный Правительством Российской Федерации и принятый Государственной Думой в первом чтении 3 апреля 2018 года. Законопроект разработан с учетом положений, предусмотренных модельным законом «Об экологическом агропроизводстве», принятым Межпарламентской ассамблеей СНГ (постановление от 18 апреля 2014 г. № 40-8).
Законопроект устанавливает правовые основы регулирования отношений в области производства органической продукции, формулирует основные понятия, касающиеся органической продукции, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления Российской Федерации, предусматривает ведение единого государственного реестра производителей органической продукции, добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции, осуществление государственной поддержки производителей органической продукции, их информационное и методическое обеспечение.
При рассмотрении законопроекта в первом чтении был проведен системный правовой и экспертный анализ, выявлены недостатки и определены основные направления его доработки, в том числе:
1) совершенствование понятийного аппарата, в т.ч. разработка и включение в законопроект понятия «органическое сельское хозяйство», которое является ключевым для этой сферы деятельности и применяется во всех международных документах, а также корректировка предложенных законопроектом определений органической продукции и ее производства:
2) включение в предмет правового регулирования правоотношений, связанных с производством продукции, полученной в результате сбора и (или) переработки дикорастущих растений, плодов, ягод и грибов;
3) уточнение и развитие системы принципов органического производства, т.к. в законопроекте не учтены принятые в международной практике принципы, связанные с особенностями содержания, откорма животных и поддержания их здоровья, в том числе использования препаратов для ветеринарного применения, а также с особенностями транспортировки и хранения органической продукции и обязательным инспектированием производственных объектов;
4) детализация механизма подтверждения соответствия производства органической продукции с точки зрения защиты интересов потенциальных потребителей органической продукции, идентификации такой продукции и ее производителей;
5) конкретизация норм о государственной поддержке органического производства, включение поддержки органического производства в основные направления государственной аграрной политики.
Подводя итог изложенному, следует отметить, что комплексное развитие органического сельского хозяйства в России, включая совершенствование национального законодательства, решает следующие важнейшие задачи: 1) Экономические:
•ввод в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель; выход российских сельхозпроизводителей на новые, высокомаржинальные рынки;
- увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции;
- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции;
- развитие малого и среднего бизнеса в сельской местности;
2) Социальные:
- повышение уровня и качества жизни на селе, снижение социальной напряжённости на сельских территориях, вовлечение и обеспечение занятости коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в гармонии с их традиционным образом жизни и хозяйственной деятельности;
- снижение оттока населения из сельской местности, стимулирование миграции в сельские территории квалифицированных кадров;
- улучшение качества пищевых продуктов, создание предпосылок для более здорового низания населения, достижение целей продовольственной безопасности;
3) Экологические:
- сохранение и повышение естественного плодородия почв, поддержания экологического баланса экосистем;
- защита водных ресурсов, почв, воздуха от загрязнения (в том числе химикатами);
- содействие сохранению и увеличению биоразнообразия.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Государственную Думу в рамках подготовки к парламентским слушаниям, участники заседания считают необходимым рекомендовать:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
обеспечить компетентную доработку с учетом поступивших предложений, замечаний, поправок, а также принятие проекта федерального закона № 372830-7 «О производстве органической продукции», внесенного Правительством Российской Федерации, в период весенней сессии 2018 года;
- разработать изменения и дополнения в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части выделения отдельного регулирования биологических средств защиты растений и органических удобрений и отнесения их к средствам, которые допускаются к применению в органическом сельском хозяйстве;
- ускорить разработку и внесение проектов федеральных законов:
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования государственного регулирования сохранения плодородия земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства».
2. Правительству Российской Федерации и профильным федеральным органам исполнительной власти:
- ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов:
«О зерне и о продуктах его переработки»;
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования порядка проведения государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий);
«О мелиорации»;
«О землеустройстве»;
«О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации»;
«О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» (в части наделения Росссльхознадзора полномочиями по осуществлению контроля за исполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области ветеринарии);
«О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» (в части аттестации специалистов в области ветеринарии);
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития внутренней продовольственной помощи»;
«О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции»;
«О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве»;
разработать и утвердить Стратегию развития органического сельскохозяйственного производства;
- разработать комплекс мероприятий, направленных на создание условий для повышения инвестиционной привлекательности органического сельского хозяйства;
- обеспечить научное и методическое обеспечение ведения органического сельского хозяйства;
- содействовать разработке и внедрению агротехнологий и специальных технических средств для органического производства, а также принять меры, направленные на стимулирование развития производства таких технических средств;
- стимулировать развитие производства и разработку новых биоудобрений, энтомофагов, биологических средств защиты растений, пригодных для использования в органическом производстве;
- разработать комплекс мероприятий по продвижению органической продукции, прежде всего для малою и среднего бизнеса, а также меры государственной поддержки экспорта такой продукции;
- содействие увеличению доли закупок органической продукции для государственных и муниципальных нужд, а также в рамках развития внутренней продовольственной помощи;
- разработать мероприятия в области образования, подготовки и переподготовки кадров, консультирования в сфере производства и оборота органической продукции;
- разработать меры, направленные на информационную поддержку производства и продвижения органической продукции в России и зарубежом;
- активизировать разработку и принятие стандартов в области органического сельскохозяйственного производства продукции;
- обеспечить разработку и утверждение объективных показателей и методов аналитического контроля, позволяющих идентифицировать органическую продукцию;
- предпринять меры по усилению контроля за производством и оборотом органической продукции, прежде всего в части борьбы с ее фальсификацией и введением потребителей в заблуждение, а также но созданию системы прослеживаемое™ такой продукции;
- рассмотреть возможность разработки мер государственной поддержки организаций и предприятий агропромышленного комплекса, работающих в сфере органическою сельскою хозяйства, в том числе, в переходный к органическому производству период, с учетом их более высоких затрат на производство продукции и необходимости ее дополнительной сертификации, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
- разработать и включить в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы подпрограммы «Развитие органического сельскохозяйственного производства»;
- разработать экономически обоснованное соотношение составляющих, связанных с производством органической продукции, ее переработкой и дальнейшей реализацией, в структуре потребительских цен на такую продукцию. Разработать механизм регулирования указанных межотраслевых ценовых отношений в целях оптимизации соотношения доли органических производителей и торговых сетей в структуре потребительских цен, а также в целях повышения доступности органической продукции для населения Российской Федерации;
- разработать и принять нормативные правовые документы, регулирующие порядок осуществления государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки;
- разработать механизм правовой защиты на внутреннем и внешних рынках отечественной пищевой продукции защищенных наименований по месту происхождения;
- осуществить комплекс мер для упрощения и удешевления доступа отечественных производителей органической продукции на рынки сбыта, в том числе направленных на ускоренное развитие потребительской и сбытовой кооперации, инфраструктуры агропродовольственного рынка (оптово-распределительных центров, оптовых рынков, мощностей для хранения сельскохозяйственной продукции, отвечающих требованиям органического производства). Разработать и принять меры по развитию торговли органической продукцией на розничных рынках и ярмарках и упрощению получения торговых мест в указанных торговых форматах;
- разработать дополнительные меры, направленные на сохранение и активное использование российских генетических ресурсов в растениеводстве и животноводстве и на снижение зависимости отечественного агропромышленного комплекса от импорта семенного, посадочного и племенного материалов, в том числе создание федерального фонда элитного семенного и племенного материалов, а также развитие сети селекционных пигомниководческих центров на базе научных учреждений, расположенных в основных зонах сельскохозяйственного производства;
- продолжить работу по подготовке совместно с аграрными научными и образовательными учреждениями рекомендации для производителей и переработчиков органической пищевой продукции по методам ведения органического сельского хозяйства применительно к секторам животноводства, птицеводства, пчеловодства, аквакультуры, растениеводства;
- рассмотреть возможность включения образовательных программ но органическому сельскому хозяйству и рынку продукции органического сельского хозяйства в учебных заведениях аграрного профиля;
- рассмотреть возможность исключения необходимости фумигации при экспорте органической продукции из Российской Федерации.
4. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- разработать комплекс мероприятий в целях поддержки развития органического сельского хозяйства, включая совершенствование нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации;
- осуществить меры по сохранению и восстановлению агроландшафтов, а также меры, направленные на совершенствование структуры земельных угодий и на оптимизацию структуры посевных площадей с учетом территориальной специализации сельскохозяйственного производства и возможности организации на них органического производства.
обеспечить вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе путем реализации Федерального закона от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации», а также обеспечить целевое использование сельскохозяйственных земель из фонда перераспределения, вовлечение в оборот невостребованных земельных долей;
- завершить работы по утверждению перечней особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, с установлением границ таких угодий;
- предусмотреть дополнительные меры, направленные на стимулирование производителей к выпуску органической пищевой продукции, в том числе путем проведения региональных конкурсов и смотров качества;
- принять дополнительные меры по организации питания, отвечающего требованиям безопасности и качества, в том числе с использованием органической продукции, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и медицинских организациях;
- осуществить мероприятия по развитию многоформатной торговли органической продукцией, в том числе малых и средних форматов торговли, а также нестационарной, мобильной, ярмарочной и рыночной торговли.
Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.И. Кашин