Прошла встреча психолога с кураторами 1 курсов
16 сентября 2021 года прошла встреча психолога Саратовского ГАУ Анны Абрамовой с кураторами 1 курсов. Главной темой встречи была реализация психологического сопровождения адаптационного периода студентов младших курсов.
Вчерашние школьники в вузе сталкиваются с совершенно новой во всех отношениях системой образования: и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям.
Студент находится в поточной аудитории на 100-150 человек, а не среди 25 одноклассников - меняется «характер территории». Все оказывает разное впечатление - от чувства восторга от новизны до ощущения потерянности.
Быстрая и успешная адаптация к жизни вуза студентов первого курса - залог успешности овладения ими профессией, ради чего они пришли в университет, и того, ради чего работает вся система высшего образования. Период адаптации у студента, как правило, длится весь первый семестр первого года обучения. Роль кураторов академических групп в адаптации студентов - существенна.
Содержание работы куратора значительно отличается от работы классного руководителя. Возрастные особенности студентов-первокурсников характеризуются специфическими психологическими особенностями и возрастными интересами.
Говоря об адаптации к вузу, необходимо отметить, что перестройка идет как минимум в 3-х направлениях.
- Адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни, нормам и правилам вуза).
- Адаптация к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил и традиций);
- Адаптация к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).
Студент, который сложно адаптируется к новым условиям обучения в вузе, как правило, часто испытывает отрицательные эмоции, переживает чувство одиночества, замкнут, разочаровывается в выбранной профессии, критичен по отношению к возникающим ситуациям, мало взаимодействует с одногруппниками.
Дезадаптация проявляется в виде затруднений в учебе, в межличностных контактах, в различных нервно-психических расстройствах ранее здоровых людей. Субъективные проявления состояния дезадаптации характеризуются повышенной тревожностью, негативными эмоциями, депрессивным состоянием, повышенной утомляемостью и т.д.
Также на встрече были затронуты следующие вопросы:
- виды кураторов и их стиль взаимодействия со студентами;
- методическая и консультативная помощь кураторам в организации профилактических мероприятий в студенческих группах;
- намечен график проведения тестирования студентов 1 курса;
- профилактика суицида и формирование навыков здорового образа жизни.
По окончании встречи прошла оживленная дискуссия.